Коллектив Среднеахтубинской Центральной библиотеки
поздравляет всех с великим и радостным праздником
Покрова Пресвятой Богородицы!
Желаем в жизни каждого из Вас покровительства Божией Матери
и её верного путеводительства!
|
 |
Каждый год 14 октября отмечается большой церковный праздник – Покров Божией Матери. Храмов и деревень, районов и городов, названных в честь этого осеннего праздника не счесть в нашем Отечестве. Напомним – о каком «покрове» идет речь, что празднуют в церквах и семьях, что означал этот день для наших предков, главные его традиции.
Хоть и часто, как замечено, в этот день выпадает первый снег, однако ж, белый покров на земле имеет к празднику отношение второстепенное. Ведь по-церковному Покров – это покровительство, заступничество Девы Марии за всех её чад перед Господом. А по-житейски – её готовность прийти на помощь в любых обстоятельствах, даже самых безысходных. Так понимают название праздника православные люди. «Простерла Богородица Покров Свой над Россией» – в это непреложно и свято верят уже многие поколения наших соотечественников. А учрежден праздник был осенью 1164 года, когда великий князь Андрей Боголюбский повелел праздновать Покров-день по всей Русской Земле.
Сказывают летописцы, что во время военного похода отдыхал князь Андрей Боголюбский в шатре и, по обыкновению своему, читал древние предания. Его взволновало описание чудесного видения, которого удостоился в 910 году святой Андрей-юродивый. Стоял он на ночном богослужении во Влахернской церкви Константинополя, где народ молился об избавлении от варваров, подошедших уже к самому городу, как вдруг увидел у Царских врат Богородицу, простиравшую свой платок (покров, убрус, а по-гречески - омофор) над молящимися. Автор сказания «о видении святому Андрею» сообщал также, что к этому явлению Пречистой Девы было приурочено и снятие вражеской осады с Константинополя.
«Как может столь великое событие оставаться без праздника?» - воскликнул святой князь Андрей Боголюбский, прочтя удивительное свидетельство. Сказано – сделано: в святцах (церковном календаре) появился день Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а неподалеку от княжеской резиденции «Боголюбово» возникла каменная церковь Покрова-на-Нерли. Она и по сей день радует сердце всякого человека, взирающего на этот наполовину земной, наполовину - небесный храм.
Величественные и скромные, воздушные и монументальные… Сотни церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы раскинулись на бескрайних просторах России, словно сама Пречистая Дева разметала над ней Свой незримый платок. Так говорят в народе. Потому и полюбился этот осенний праздник нашим предкам, потому и мерили они события года и быстротечную жизнь на «до Покрова» и «после Покрова». Собственно, к этому дню заканчивалась жатва, хлеб убирался в закрома, начиналась пора осенних ярмарок, свадеб и отдохновения от трудов праведных. Значит впереди – что-то новое, дарящее надежду на перемены к лучшему в жизни каждого человека.
Покров
Под чтение пономарей,
Под звонкие напевы клироса
Юродивый узрел Андрей,
Как небо пламенем раскрылося.
А в пламени, как царский хор,
Блистает воинство небесное,
И распростертый омофор
В руках Невесты Неневестныя.
Ударил колокольный звон
И клиры праздничными гласами, —
Выходит дьякон на амвон
Пред царскими иконостасами.
А дьякон тот — святой Роман,
Что «сладкопевцем» называется, —
Он видит чудо, не обман,
Что златом в небе расстилается.
Андрей бросается вперед
Навстречу воинству победному
И омофору, что дает
Покров богатому и бедному.
И чудом вещим поражен
Народ и причт, и царь с царицею,
И сонм благочестивых жен
Склонился долу вереницею.
«Даю вам, дети, свой покров:
Без пастыря — глухое стадо вы,
Но пастырь здесь — и нет оков,
Как дым, исчезнут козни адовы».
Горит звезда святых небес,
Мечи дрожат лучом пылающим, —
И лик божественный исчез,
Растаяв в куполе сияющем.
Край неба утром засерел,
Андрей поведал нищей братии,
Что в ночь протекшую он зрел
В святом соборе Халкопратии.
Михаил Кузмин
|
 |
Библиотечный клуб «Встречи с цветами» Центральной библиотеки много лет организовывал и проводил районную выставку цветов, одна из них была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы – «На Покров – благодать: осень любит рисовать!».
Над оформлением цветочных композиций работали активисты клуба и сами библиотекари. Этот день выдался холодным и ветреным, а в уютном фойе МКДЦ «Юбилейный», где проходила выставка, всех приветствовала теплая осень, полная ярких красок и оттенков. Подробности этого события вы можете посмотреть в статье нашего сайта по ссылке: https://ahtuba-lib.ru/news/prazdnik_cvetov_na_pokrov_blagodat_osen_ljubit_risovat/2012-10-18-40



Традиции Покрова дня
Осеннее торжество в честь Покрова Богородицы для наших предков было одним из главных событий всего этого сезона. Причём праздновался не столько сам церковный праздник, сколько другие события, которые были привязаны к этой дате.
Прежде всего, Покров считался моментом, когда осень и зима встречаются друг с другом. Да, осень пока ещё уверенно царит на большей части мест, где жили и живут славяне. Но это уже осень достаточно глубокая, готовящаяся перейти в зиму.
Первый снег довольно часто выпадает если не на сам Покров, то на близкие к нему даты. Так что название праздника говорит не только о защите, которую по преданию дала Богородица, но и об установлении снежного покрова, защищающего землю.
Для крестьян Покров – это полное завершение сельскохозяйственного сезона. Все полевые и огородные работы к этому дню старались закончить, даже скот больше не выгоняли на пастбища.
Освободившееся с окончанием работ время люди посвящали другим делам и заботам. Покров, например, открывал осенний свадебный сезон в русских деревнях. Считалось, что семьи, которые созданы после Покрова – самые крепкие и счастливые.
Девушки, которые ещё не планировали свадьбу, но очень хотели выйти замуж, на праздник Покрова бежали в церковь зажечь свечку как можно раньше. Считалось, что та из них, которая сделает это быстрее всех остальных, сможет найти своё счастье раньше других подруг.
Интересно, что с праздником Покрова даже связано несколько свадебных примет. Так, если в этот день разыгрался сильный ветер – спрос на невест будет высоким. А если выпадает снег – деревню ждут многочисленные свадьбы, а молодожёны непременно будут счастливы.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в литературе
Вот как о празднике Покрова говорит мальчик, герой повести Ивана Шмелева «Лето Господне»:
«– Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин говорит:
– Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим ангелом – Иван-Богословом и со ангельскими воинствами и держит над всей землей великий Покров – омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся".
– А я – увижу! Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видел, дадено ему было видеть и нам возвестить – в старинном то граде было, – чтобы не устрашились люди, а жили – радовались.
– Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом».
Размышления о празднике Покрова Божьей Матери известного русского философа и богослова отца Сергия Булгакова:
«...Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века.
И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть.
Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет.
Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали.
Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
Упоминается Покров и в творчестве Ф.М. Достоевского. Модель мира Петра Верховенского в романе «Бесы» – это антипод христианской модели. Этот герой утверждает, что падение старого мира "к началу будущего мая начнется, а к Покрову все кончится» (10, 289). Видимо, выбор этого христианского праздника неслучаен. Россия считалась уделом Пресвятой Богородицы. Вместе с Православием Русь от Византии переняла веру в заступничество Пресвятой Богородицы. Петр Верховенский объявляет войну православному миру: над иконой Божией Матери церкви Рождества Богородицы, как подсчитала Л.И. Сараскина, «наши» глумятся 27 сентября. Кощунство происходит сразу после праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю), а «праздник гувернанток» и пожар Заречья – перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю). Для православного человека эти праздники связаны с идеей заступничества Божией Матери за Русскую землю: именно в день Рождества Богородицы святой Димитрий Донской одержал победу в Куликовской битве.
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» движение Мити Карамазова в ночь убийства и его отца во время «приключения» с Лизаветой Смердящей происходит по одному маршруту: от Соборной площади в западную часть города через мост. Почему же в одном случае движение героя приводит его к падению, а в другом – преступления не происходит? На соборной площади Старой Руссы, прототипа Скотопригоньевска в романе, находится Воскресенский собор, который до 1403 года был храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь хранилась главная святыня города – чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Старорусская». Дмитрий Карамазов объясняет то, что с ним произошло в ночь преступления, как чудо: «…Слезы ли чьи, мать ли моя умолила Бога, дух ли светлый облобызал меня в то мгновение – не знаю, но черт был побежден».
Празднику Покрова и храмам в честь Покрова Пресвятой Богородицы посвящены многочисленные стихотворные произведения, например «Зодчие» Д. Кедрина, «Храм Покрова» Б. Чичибабина, «Покров Пресвятой Богородицы» Н. Кельша, «Покров» И. Рутенина и другие.
Есть прекрасная книга автора Владимира Зоберна «Православные праздники в рассказах любимых писателей», шестая глава в ней посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. Ознакомительный фрагмент предоставлен компанией ЛитРес по ссылке:
https://kartaslov.ru/книги/Православные_праздники_в_рассказах_любимых_писателей/7#content
К праздничному прочтению прилагаем стихотворения русских православных поэтов:
Тебя воспеть певца безсильно слово!
Твоей любви сравненья в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.
Незримый взору, он простерт над нами.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.
Любой брони и стали он прочнее,
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.
За звездами и дальними мирами,
Там, где любви безсмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!
Алексей Никуленков, г. Оренбург
Как чудесно нынче в храме-
пахнет ладаном, цветами,
все стоят и молятся-
просят Богородицу:
«Матерь Света, Всесвятейшая
Серафимов всех Славнейшая,
с небом нас связующая
путь нам указующая.
от скорбей и бед укрой-
омофором нас покрой!»
Евгений Латышев
Покров Пресвятой Богородицы
Облетела с ветвей листва.
Месяц в тучах нашел ночлег,
И на самый день Покрова
Выпал чистый-пречистый снег.
Он надежно укрыл собой
Поле, лес и родимый кров,
Всем напомнив, что над землей
Богородица держит Покров!
Монах Варнава (Санин)
Пресвятая Богородица
Ты Покровом покрываеши
Русь мою многострадальную,
Русь мою многораспятую
О Владычице Державная,
Херувимов Пречестнейшая,
Мати Господа Всевышнего,
Погибающих Взыскание!
Умоли за землю Русскую
Сына Своего Сладчайшего,
Да воздаст Он нам по милости –
Не по нашему неверию.
Вижу – тучи собираются
Слышу – вороньё раскаркалось.
Только б Ты нас не оставила
В час великий испытания.
О Заступнице Усердная,
Даруй грешным покаяние,
Мне же, о Благословенная,
Даруй благо наивысшее:
Жить как Сын Твой заповедовал,
Боль людскую за свою считать.
Иеромонах Роман (Матюшин) |